САЙТ ЗЕЛЕНОВА МИХАИЛА ЯКОВЛЕВИЧА
республика Мордовия с. Атюрьево школа № 1 кабинет истории
 
   
Хронологическая таблица Атюрьевского района

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ПРИМОКШАНЬЯ

      В далеком прошлом природа Примокшанья была намного богаче. Лесные массивы занимали значительную часть территории Атюрьевского района. В них мокшане занимались бортничеством, охотой, заготавливали луб, лыко, деготь, уголья. Степные участки превращались в пашню. С увеличением плотности населения под пашню превращена часть лесных массивов.

    В 1 тысячелетии н. э. железные орудия труда прочно вошли в жизнь мордвы. Родовой строй распался. Появилось имущественное неравенство, хорошо прослеживаемое по материалам захоронений. Достигнутые успехи в хозяйственной жизни способствовали формированию раннефеодальных отношений. На смену родовой общине пришла соседская. Происходил процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни. В эпических песнях прославляется Тюштя — вождь и правитель мордовскою народа.

    В начале 2 тысячелетия стали оформляться государственные образования: у мокши — в бассейне Мокши и Верхнем Присурье во главе с князем 1 [урешом, у эрзи — в Океко-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом. О наличии у мордвы еще до вторжения орд Батыя двух князей свидетельствовали очевидцы. Венгерский монах Юлиан писал: «...царство мордванов — там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил». После Ватыева нашествия южно-мордовские земли практически обезлюдели. В степных участках было рискованно заниматься землепашеством. Наиболее плотно заселенными мордвой стати земли по реке Мокше в Мещере (от Иаровчата на север), левобережье Алатыря, водораздел Алатыря, Оки и Теши, а также территория под Нижним Новгородом и в районе Мурома.

    Примокшанье очень давно стало многонациональным краем. Со стороны степей проникали сюда кочевые народы, а с северо-запада — русские. На разных .этапах истории отношения между ними складывались по-разному. Виной тому политика государства, игнорирующая традиции народа, преследующая свои узкоклассовые интересы. Долгое время этот край являлся ареалом столкновения интересов Золотой Орды, Большой Орды, Казанского, Крымского ханств, ногайцев с русскими княжествами. В начале XV века в Примокшанье было создано буферное Касимовское царство. В рамках этой территории оформляется Темниковекое княжество, игравшее в XVI в. заметную роль на юго-восточной окраине России. В XV веке произошел коренной перелом в политической ориентации мордовских и татарских князей Мещеры. Они стали считать себя вассалами великих московских князей. Те в свою очередь превратились в верховных владельцев мордовской земли. Основными центрами русской власти, куда «потягла» и мордва, были Нижний Новгород, Муром, мещерские города. Об этом красноречиво свидетельствуют духовные грамоты Ивана III от 1505 г. и Ивана IV ог 1572 г. Иван III в своем завещании престолонаследнику перечислял города: «...Новгород Нижней с волостьми и пути, из селы, и со всеми пошлинами, и с мордвами, и с черемисок», что к Новгороду иотягло ... то все сыну же моему Василью. Да ему же даю город Муром с волостьми и с путми из селы и со всеми пошлинами, и с мордвами, и с черемисою, что к Мурому погягло, да Мещера с волостями и с путми, из селы, и со всем, что к ней иотягло, и с Кошковым, да князи мордовские все, и а своими отчинами, сыну же моему Василью».

    Московское правительство в Мещере, центрами которой являлись Темников, Кадом, Шацк, Касимов в XVI-XV1I вв., основную ставку делало на татар-мишарей.

    К середине XVIII в. царское правительство в связи с христианизацией усилило репрессивную политику по отношению к нерусским народам Поволжья.

    Во второй половине XVII в. и до конца XVIII в. происходило обособление русского и татарского населения в смешанных деревнях. Часть татар-помещиков обрусела. Некрещеные татары уходили в более южные уезды и в Башкирию, где имелось больше свободы.

    Правительство Петра I усилило нажим на вес народы империи. Оно требовало от народа денег, несения повинности. Для достижения этих целей проводились переписи. Упор делался на выявление конкретных налогоплательщиков, для чего уточнялись тягловые дворы с количеством облагаемой пашни и промыслов. В задачу писцов входило выявление новых тяглецов из числа местного и пришлого населения. С переходом от поземельного принципа формирования армии к подушному и наказах, даваемых писцам, больше внимания стало обращаться на фиксацию физических лиц, которых облагали налогами. В 1716-1717 гг. была проведена так называемая ландратская перепись. Впервые в масштабах государства предпринята попытка переписать кроме мужского населения и женское с тем, чтобы и с него собирать налоги. Однако эта затея провалилась, но налог с женской души переложили на мужскую душу. После проверки «ревизских сказок» в 1719—1720 годах государственная подать в размере 70 копеек стала собираться с мужской души. Кроме того, собирали еще с дворцовых и государственных крестьян оброк в размере 40 копеек. Согласно ревизских душ налоги в России собирались до отмены крепостного права в 1801 году.

    В 1686 году писцы Дмитрий Максимович Полончанинов и подьячий Опаний Немцов уточняли владения мокшанских селений Темниковского уезда. Их интересовало количество пашни «старой» и вновь расчищенной, площадь сенокосов, пастбища. бортные леса. Особенно это важно было для жителей вновь образованных деревень, а их с 1678 года по 1724 год появилось в уезде П. Согласно новому межеванию они получили владенную выпись на свои угодья.

    В перепись 1716 года в Пичеполонгском стане имелось 16 селений, 15 из них числились в ранге деревень, а Дубровки, где жили новокрещены, стало селом. Выла построена церковь, которую освятили в честь Рождества Христова. За период с 1678 но 1716 год в этой округе появились новые деревни: Колопино, Малые Кишалы. Новая Пичеморга. Варжелей, Кулясова, Пичеморга. Варжелей, Кулясова, Пиченолонье, Духопкино.

    Решительный перелом и крещении мокшан, эрзян, татар, чувашей, марийцев, удмуртов произошел после Указа от 11 сентября 1740 года. Ко времени второй ревизии 1745 года большая часть коренных жителей была насильственно крещена. Об этом красноречиво свидетельствуют и архивные материалы ио селениям темниковеких мокшан. В ревизии учитывалась только мужская часть населения. По числу ревизских душ самыми крупными селениями в Подгородном стане были селения — Барашево (94), Конаково (89), Старое Цыбаево (74) и Пыбаевские станы (80). В

    По числу ревизских душ самыми крупными селениями в Подгородном стане были селения — Барашево (94), Конаково (89), Старое Цыбаево (74) и Пыбаевские станы (80). В Пичеполонгском — Нижнее Атюрево (114), Верхнее Атюрево (S3), село Рождественское, Дуброики тож (60), в Оксельском — Пошад (115), Каикуш (90), Полочяны (73).

Фактически в селениях имелось больше ревизских душ, чем это показывалось в ведомостях. В 1755 году по распоряжению воеводы майора Никиты Буланина началось разбирательство «об утаенных душах» в годы второй ревизии (1745 год). Их было в Верхнем Атюрьеве — 36, Нижнем Атюрьеве — 23, Насакиле — 12, а в Киманове — 22, Плуксове — 32.

    Всего в 12 мокшанских селениях 1(56 человек. С них взыскивали подушные и оброчные деньги, провиант. Дело не было закрыто еще и в 1762 году.

    В 70-х годах XVIII в. были созданы округа. В Темниковский округ вошла часть селений Атюрьевского района.

    Все Темннковские мокшане числились в разряде «новокрещен». Однако крещение было во многом формальным. Мокшане продолжали жить старым бытовым укладом. Церкви имелись только в трех селениях мокшан. Первая церковь, названная и честь Рождества, появилась еще где-то в конце XVII п. в Дубровках. По переписи 1678 г. там насчитывался 31 двор новокрещен из 50 мокшанских дворов, в 1712 г. принявшие православие прожинали в 14 дворах из 17 дворов. После проведения массовой христианизации церкви появились в Атюрьеве и Кшиалах. Эти поселения подучили статус села. Церкви во многих селениях новокрещен появились только в конце XVIII в. Их строительство правительство перекладывало на плечи самих крестьян. что последние делали неохотно. В Шацкой провинции в 1745 г. насчитываюсь 496 церквей и 30 монастырей, в том числе Темниковском уезде 33 и 2. Кадомском — 19 и 1, в дворцовых волостях: Красноелободс-кой — 20 и 3. Троицкой—12 и 2, Наровчатекой — 4 и I. Помещики и Дворцовое ведомство считали своим долгом строить церкви. Они явились дополнительным орудием в деле эксплуатации, еще одним рычагом притеснения и произвола.

   Русским священникам было очень трудно работать в мокшанских селениях. Жители игнорировали их, относились к ним враждебно. Об этом можно судить но челобитной от 3 сентября 1774 года, поданной в Темниковскую воеводскую канцелярию священником Иваном Васильевым, 8 лег служившим в приходе с. Кншалы. К этому приходу относилась и Пичеполонга. Жители этих сечений «по вкоренившемуся в них мордовскому злочестию не принимали от пего наставления, мало к церквям божией приходят, а жены их и дети в воскресенье и праздничные дни не приходят и в домах своих богу не молятся». Он вынужден был уйти из этого прихода, потому что мордва «всегда будут о логублении ево искать способу».

    В связи с христианизацией в мокшанских селениях для подтверждения каких- либо сведений, подаваемых в канцелярии, клятву (шерть) стали давать «по евангельской заповеди Господа». 7 мая 1745 г. такую клятву дали жители д. Пичеполонги новокрещеный десятник Афанасий Никишин, «лутчие люди» Иван Алексеев, Родион Петров, Кузьма Васильев и «все той деревни обыватели». Они поклялись в том. что в их деревне «богом хранимые конского и скотского падежа не имеется». В случае же, если такое произойдет, они обязывались скот зарывать глубоко в землю и кожу не снимать. Поверенные мокшанских деревень «по евангельской заповеди» дали показания в 1767 — 1768 годах в том, что у них в селениях «беглых драгун, солдат, матросов, рекрут и ничьих беглых крестьян и людей нет, винного корм-чеетва и пеуказной соли, кроме казенной продажи и провозу не было, заповедный лее в жжении золы не имелось».

    Полицейские функции низшего звена управления усиливались. Феодальное государство все больше «дисциплинировало» своих подданных. Этому способствовали указы Сената. Так, в указе от 25 декабря 1751 года в интересах казны, дворян в каждом селении «велено учредить сотских, пятидесятников и десятских», которые «без упущения» должны смотреть, чтобы «пивом и медом и пьяными брагами и квасами отнюдь не шинковать», «незаклейменных кубов и казанов не было». Избранные на этот счет лица получали инструкции. Администрация деревень была поставлена в сложное положение. С одной стороны, надо было соблюдать инструкции, ограничивающие промысловые занятия, торговлю крестьян, а с другой стороны, организовать отпор помещикам, взяточникам из канцелярий.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

    С незапамятных времен мордва-мокша занимались земледелием. Высевали рожь, овес, ячмень, гречиху, полбу, просо, горох, пшеницу, мак. Одно поле, то есть половину пашни, занятой под посевами, засевали рожью. На яровом поле главенствовал овес. Он занимал от 30 до 50 и более процентов площади. Много места отводилось гречихе. Эта культура при отсутствии картофеля во многом решала проблему питания населения. Кроме того, высевая гречиху, мокшане имели возможность практически повсеместно заниматься пчеловодством. Несмотря на сокращение липовых рощ и луговых угодий медосбор за счет посевов гречихи не уменьшался. С каждого гектара при благоприятных погодных условиях можно было получать до 70 кг меда.

    Рожь, пшеница, овес и ячмень выращивались с целью получения различных продуктов питания. Из ржаной и пшеничной муки пекли хлеб, из ржи также получали солод и варили кулагу. Овес использовался главным образом как фураж для личного скота и армейских лошадей. Из овсяной муки готовили кисель, из ячменя — пиво. В большом количестве сажали репу, которая использовалась для приготовления щей, супов и других блюд.

    Соотношение возделываемых культур и результаты труда земледельцев во многом зависели от качества почвы. На территории Атюрьевского района встречаются супеси и черноземы на юге, местами есть и суглинки. Для получения стабильных урожаев пашня удобрялась. Поля многие общины огораживали.

    Основными орудиями земледелия являлись плуг (керять). соха. В старину, когда господствовала переложная система земледелия, плуг имел каждый мордовский дом — хутор. В XV11-XVIII вв. господствующей формой земледелия стало трехполье. Полевые наделы в основном обрабатывались с помощью сохи. Применялась борона с деревянными зубьями. Оптимальные сроки сева не нарушались.

    Много сил и времени требовал от крестьян уход за посевами. Сорняки быстро набирали силу и душили посевы. Практиковалась прополка, яровые культуры местами обрабатывали два раза.

    Уборка урожая осуществлялась косами (гречиха, полба, горох, частично овес) и серпами (рожь, пшеница). В хорошую погоду уборку завершали за одну неделю, а в неблагоприятную за 2 недели. Сжатый хлеб ставили в пятки, а затем складывали в скирды прямо на полях или же возили ближе к дому. Непросушенные снопы перед обмолотом сушили в специальных сушилках —шишах. Молотьба хлебов производилась цепами и лошадьми, которых гоняли но кругу, застланному необмолоченным хлебом. Травы скашивали косами, стога ставили на лугах. С установлением санного пути их перевозили в деревню.

    Приемы обработки земли мордвой, русскими, гагарами и другими пародами Среднего Поволжья имели много общего. Трудолюбие мордвы отмечали ученые-путешественники Российской академии наук в XVIII в. П.С. Паллас писал: «... должно им приписать похвалу, что они рачительные пахари, и почти Российских мужиков в том превосходят». Сравнивая чувашей, татар и мордву, другой очевидец, И.И. Лепехин, отмечал: «Они все упражняются в хлебопашестве, но с тем только различием, что мордва больше сеют других».

    Наравне с мужчинами во всех сельскохозяйственных работах принимали участие женщины и дети. И.И. Лепехин но этому поводу писал: «Женский пол как у мордвы, так и чуваш весьма рабоч и не только способствуют своим мужьям, но и сами пашут, косят сено и возят, и почти всякую работу, какую и их мужья, отправляют». Ему вторит другой очевидец. В агиографическом очерке о мордве-мокша, напечатанном в памятной книжке Симбирской губернии за I860 год, В. Ауновский пишет: «Окреплые в трудах как земледельцы по преимуществу, они с редким терпением переносят всякого рода лишения и резкие перемены температуры без вреда для здоровья. Мужчины ничуть не уступают русским бодростью и телосложением, а мордовки — смело можно сказать — вдвое сильнее русских баб».

    Па плечах женщин в основном лежало хозяйство, они ухаживали за огородом, посевами, занимались прядением, ткачеством, изготавливали краски и красили холсты в разные цвета.

    Земледельческое хозяйство в далеком прошлом не могло быть стабильным. Причинами тому являлись неблагоприятные погодные условия. уничтожение посевов саранчой, эпизоотии, во время которых погибало значительное количество лошадей. В XVIII в. особенно тяжелыми для жителей Примокшанья были неурожаи: 1722, 1733—1735, 1748—1749. 1756, 1788 годов. По средней статистике, каждый третий год был малоурожайным. В 1Шодные года часть малоимущих жителей питалась:«... ядют мякину и траву лебеду, и дубовые жслутки с малом к тому примешанием ржаной и яровой муки, и от такого гладу многие крестьяне бежали, а другие бродют по миру», то есть занимаются нищенским промыслом. Современники 1756 год окрестили годом «сухолетия» и «великой засухи».

    Урожайность в средние и благоприятные года колебалась от сам - 3 до сам - 7. Собранные семена тогда за урожай не считали. В современном исчислении валового сбора получается с гектара посевов при урожае сам-3 около 10 ц., а сам -7 более 18 ц. урожая. У жителей оставались товарные излишки. В Пензенской губернии в 1792 году товарного зерна, за вычетом для пропитания и семенного фонда, на продажу оставалось около 5 млн. пудов разного хлеба. Зажиточные мокшане на случаи недорода и повышения цен на зерно хранили хлеб в одоньях про запас.

    Именно пашня являлась одной из главных составных благополучия мордвы. В мае 1725 г. из приказа Большого дворца в Темников управителю Ивану Афанасьеву пришел запрос «написать о крестьянских тяглах» и о ежегодных государственных и дворцовых платежах, В декабре обстоятельная ведомость была отослана. Пашня измерялась четвертями в одном поле, «а в дну потому ж», следовательно. в двух полях по стольку же. Для удобства четверти перевели в десятины (одна дес. — 1 га 9 сот). Государственная подать взималась но 70 коп. с души мужского пола, а Дворцовое ведомство с одного двора брало по 3 руб. 50 коп. Причем платили и за пустые дворы, за умерших после ревизии людей. В трех станах зафиксирован 201 жилой тяглый земледельческий двор, жители которых обрабатывали 3422 дес. пахотной земли. Среди деревень своим размером пахотных площадей выделялись Атюрьево — 288 дес. Чото-во — 240 дес, Ардашевская выставка— 202,5 дес, Пиченгуши и Потякши — по 150 дес Большинство же деревень (29 из 43) имели пашни меньше 80 дес. 'Гак, деревни Куштаев Починок, Потьма тоже имели 10 дес., деревня Тремасов Починок, Вриловка гож— 15 дее.

    Земельная обеспеченность дворов зависела от наличия удобных площадей под пашни, количества новорасчистных земель и качества почвы. Землепользование было долевое, согласно внесению труда при освоении новых площадей. Мокшане Пичеполонгского стана выгодно отличались от землепользования мокшан других станов. На один двор в среднем приходилось в Пичеполонгском стане 21,2 дес. в Оксельском — 10 дес, в Подгородном— 12,1 дес. Это свидетельствует о том, что в южной части уезда земля была лучше и население старалось увеличить площади под пашню.

    В деревне Атюрьево все 16 дворов пользовались одинаковым количеством пашни — по 18 дес. Под, посевами при трехполье находилось каждый год по 12 дес, третье поле отдыхало. При урожае сам — 3 с каждой десятины снимали 48 пудов чистого дохода. С 0 десятин озимого поля двор получал урожай 288 пудов, при гаком же урожае с ярового клина общий сбор всех культур составлял почти 600 пудов, при сам - 4 — 800. сам - 5 — 1000. сам - 6 — 1200 пудов. Па питание в год на человека в XVIII в. требовалось 28 пудов. Число жителей колебалось во дворах от 10 до 20 человек обоего пола. Следовательно, на питание требовалось от 280 до 560 пудов па год. 11ри урожае сам - 3 дворы с большим количеством жителей только сводили концы с концами. Товарных излишков у них имелось мало. Это в Атюрьеве дворы Калгяна, Сивиша, Кузьмы. Излишки зерна в несколько сот пудов имели дворы Пемсова, Малки, Сергея, Якушки, Чеголая. Большинство мокшан в Пичеполонгском стане могли поставлять на рынок зерно, муку, гречиху, семя конопли.

    В середине XVIII в. цены в городах Примокшаиья па зерно, муку, крупу колебались значительно. В 1756 г. в Троицке (современный Ковылкинский район) рожь продавалась за 1 четверть (8 пуд.)—40 копеек, пшеница — 1 руб. 20 коп., полба — 50 коп., овес — 50 коп., просо — 65 коп.

    Реализуя свои излишки зерна, отдельные из мокшан выручали значительные суммы, позволяющие им платить налоги и приобретать необходимое на рынке.

    В XIX в. от земледелия мордовская семья, как и раньше, получала основной доход. Это видно из диалога редактора неофициальной части «Пензенских губернских ведомостей» П. Прозина с мордвином Василием: «И чем же ты занимаешься? Только хлеб сеешь?» — «А что еще делать-то? Хлеб сею, продаю, сами сыты, постояльцев пускаю, у меня мед есть, чего надо еще?»

    В Примокшанье наряду с хлебопашеством занимались огородничеством , садоводством. Выращивали капусту, огурцы, редьку, свеклу, морковь, тыкву, бобы, репу. Картофель в селах Атюрьевского района стали сажать в первой половине XIX в. До итого его с конца XVIII в. в небольшом количестве сажали некоторые жители городов.

    Животноводство, наравне с землепашеством, являлось широко распространенным занятием крестьян. Па рынке продавались лошади, крупный рогатый скот, свинина, битые утки и гуси. Покупателями свинины в основном являлись владельцы салотопных предприятий, говядины — жители крупных городов.

    Животноводство требовало наличия построек для содержания скота. У крестьян имелись конюшни, хлева, свинарники. Крестьянский скот не везде был равномерно обеспечен естественной кормовой базой, что объяснялось неодинаковым распределением пастбищных и сенокосных угодий между различными селениями. Зимой скот кормили сеном и «полбяною и яровою сечкою», в которую добавляли муку и заливали кипятком. Рабочих лошадей кормили также овсом.

    В неурожайные годы крестьяне лишались возможности заготавливать необходимое количество сена, соломы и отходов яровых и озимых культур. В малоурожайный 1756 г. в сенокосных угодьях Атюрьевской окрути собрали с 1 дес. только по 30 — 50 копен, тогда как в предыдущем году 100 и более копен. Как говорится в источнике: «Собранное сено в некоторых местах уже на корм истратится осенью, а в зиму скот прикормить будет нечем».

    Ценность земельных угодий по мере увеличения численности жителей, роста товарно-денежных отношений возрастала. Широко распространилась аренда пашни, сенокосов, лесных участков, рыболовных мест купцами, церковниками, зажиточными русскими, татарскими и мордовскими крестьянами. В архивах сохранилось множество дел о самовольных захватах земель. По челобитным обиженных происходили разбирательства, длившиеся нередко годами.

    18 мая 1742 года в деревне Усть-Рахмановки служилые татары Кодряк Алтышев (всего 9 человек) жаловались на своих сельчан Сулеймапа Борисова и других (10 человек). которые захватили старинные их мурзип-ские земли. Как в таких случаях водится, «опые татары завсегда находят на нас и непрестанно бранят матерно всякую неподобную бранью нас и жен, и детей наших напрасно, называют ворами и хвалятца убить и дворы наши разорить».

 
 
Средние века  
Шел 1917 год  
Район в годы войны
Герои Мордовии
Фото
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
Hosted by uCoz